Задача учета человеческого фактора в традиционном «проектировании успешно решалась за счет постепенной притирки и неявного, неосознанного снятия несоответствий между сооружениями и потребностями в них. Здесь время выступало определяющим фактором. Но когда резко возрастают объемы строительства, происходит быстрая смена стилевых направлений, технических решений, технологий и проектирование оформляется в сложный социальный институт, временной фактор теряет свою силу. Для того чтобы надежно учесть человеческую составляющую объекта проектирования, теперь необходимы специальные знания, особенно в типовом проектировании. Типовой проект конструируется на основе данных СНиП и методических указаний, в которых не учитывается, да и не может быть учтено, кто конкретно будет пользоваться данным типом здания. В нашей стране развивается многонациональная культура, растут требования жителей к комфорту проживания, каждая новая градостроительная ситуация рождает свои, особые потребности. И, что особенно важно, и заказчик, и потребитель типового проекта анонимны (в традиционном проектировании архитектор всегда мог вступить с ними в контакт, разделял принятые ими культурные ценности). Все это требует особых знаний. Необходимые для архитектора знания о «человеческом факторе» можно классифицировать в три основные группы. Во-первых, архитектурная типология, которая, будучи зафиксированной в СНиПах, указывает, какой ширины нужны человеку коридоры, какой высоты потолки, сколько мест в детских садах и школах требуется в жилом районе на определенное количество жителей, как часто нужны человеку те или иные продукты и услуги и т. д. Во-вторых, сведения различных наук, специализированных на изучении человека: у демографов можно получить данные о составе семей, у психологов — об особенностях восприятия различных цветов и форм; гигиенисты и специалисты по эргономике, социологи и этнологи также имеют интересный для архитектора материал. Наконец, в-третьих, нельзя не учитывать личный опыт архитектора, его знание людей, знание, которым он располагает как жилец и потребитель.
Комментарии закрыты.