Если отнести 50% первоначальной стоимости объекта на первый год эксплуатации, то весь амортизационный период вместо восьми лет составит 2 года. Если, по методике Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ, отнести 50% первоначальной стоимости ко всему сроку полезного использования (60 : 8 = 7,5 тыс. руб.), то амортизационный период составит 4 года. При этом льготная сумма амортизации составит не более 60 тыс. руб., как должно быть по правительственному постановлению, а только 22,5 тыс. руб. По методике Министерства финансов РФ малое предприятие никогда не сможет воспользоваться льготной суммой в полной мере.
Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» разрешено в форме амортизационных отчислений списание до 50 % первоначальной стоимости объектов основных средств, а указание Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ «поправляет» закон, в соответствии с ним можно списать дополнительно не более 25% первоначальной стоимости основных средств.
Сейчас лишь 25-50% амортизационных отчислений используется по назначению. Выход из этой ситуации официальные органы и многие специалисты видят в ужесточении государственного контроля за использованием амортизационных отчислений. «Контроль за целевым использованием амортизационных отчислений становится сейчас одной из основных задач хозяйственной деятельности».
Предприятия расходуют амортизационные отчисления на текущие нужды не потому, что на прием лома меди цена постоянно варьирует и не потому, что не хотят направлять их на инвестиции, а потому, что не могут этого делать из-за дефицита оборотных средств. Анализ показывает, что между коэффициентом обеспеченности собственными оборотными средствами и долей амортизационных отчислений, направляемых на инвестиции, существует прямая связь. Проблема финансового обеспечения текущей деятельности стоит еще более остро, нем проблема инвестиций. Более половины руководителей предприятий поставят недостаток оборотных средств на первое место.
Инвестиции в основной капитал нельзя противопоставлять вложениям в оборотный капитал. Сегодня недостаток оборотных средств — фактор сдерживания производства, не меньший, чем недостаток капитальных вложений. Поэтому «наказывать» предприятие за то, что они используют амортизационные отчисления как источник оборотных средств сейчас нельзя, по крайней мере, сейчас это было бы преждевременно. Но определенные шаги в этом направлении уже целесообразно предпринимать. В частности, следует запретить прямое «проедание» амортизационных отчислений, направляя их на цели потребления. Для этого следует установить, что амортизационные отчисления, направленные на цели потребления, увеличивают облагаемую налогом прибыль.
В последнее время идет процесс искусственного нагромождения различий между бухгалтерским и налоговым учетом, причем даже в случаях, когда в этом нет никакой необходимости. Так, в соответствии со стандартами бухгалтерского учета по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).
В то же время в Налоговом кодексе РФ (гл. 25) говорится: «По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования обьекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности налогоплательщика)».
Безусловно, указанные сроки нужно унифицировать, установив единый срок амортизации — 10 лет, тем более, что внести изменения в положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» несложно. Нужно устранить и ряд других расхождений, не имеющих экономического обоснования. На безвозмездно полученное имущество амортизация в налоговом учете не начисляется, а в системе бухгалтерского учета — начисляется.
Комментарии закрыты.