Данные материалы используются в качестве исходного сырья при выполнении нулевого цикла общепромышленных и специальных объектов, а также в качестве дополнительных полуфабрикатов в дорожном строительстве, в производстве строительных материалов и изделий (железобетонные изделия, различные компоненты декоративно-отделочных материалов и др.). Металлический лом (строительная арматура, элементы металлоконструкций, трубопроводы) дорабатывается, пакетируется и отправляется для переработки на предприятия металлургической промышленности.
Анализ материалов, представленных на Третьей международной выставке по управлению отходами «Вэйст Тэк-2003», состоявшейся в июне 2003 г. в Москве, показал, что в настоящее время приоритетным, а значит, экономически выгодным направлением в строительстве и ремонтно-строительном производстве считается переработка общестроительных отходов. При этом основное внимание уделяется переработке бетонных и железобетонных отходов, полученных при строительно-демонтажных работах, путем дробления, разделения и сортировки на металлические и неметаллические фракции на различных мобильных и стационарных комплексах фирм «Lindemann», «Nordberg», «SIERPA», отечественного предприятия «Дробмаш». Неметаллические материалы предлагается использовать в производстве строительной и ремонтно- строительной продукции, а металлические — в качестве исходных компонентов для предприятий «Втормета» и металлургической промышленности. Следует отметить, что разработки, направленные на комплексное применение конструкционных ВСР и оборудования на всех стадиях реконструкции, практически отсутствовали, поэтому до 98% их утилизируется и перерабатывается в металлолом.
Очевидно, что основным критерием при выборе способов переработки и утилизации различных ВСР, образующихся при строительно-демонтажных работах, является экономическая эффективность их повторного использования в качестве готовых изделий или исходного сырья для перерабатывающих предприятий. В общем случае экономический эффект от комплексного использования ВСР.
Как видно из приведенной формулы, использование ВСР экономически целесообразно, если общие затраты на их транспортировку, приведение в кондиционное состояние, утилизацию не превышают их рыночной стоимости в качестве готового продукта.
Практика показывает, что рентабельность существующих комплексов по переработке общестроительных отходов бетона и железобетонного лома составляет от 17 до 25%.
Можно привести ряд положительных примеров использования конструкционных ВСР строительно-демонтажными организациями, осуществляющими реконструкцию промышленных объектов.
Например, при реконструкции системы теплоснабжения ОАО «Мясокомбинат Раменский» в 2002 г. были демонтированы металлические конструкции накопительного резервуара из листовой стали толщиной 12 мм общей массой 32,8 т. Технология строительно-демонтажных работ была разработана с учетом обеспечения минимального объема отходов, который составил около 18% общего объема демонтированных конструкций. Стоимость строительно-демонтажных работ не была включена в смету на реконструкцию и составила 39600 тыс. руб. Полученные вторичные строительные конструкции были переработаны в листовой материал для изготовления элементов жесткости, фундаментных плит, косынок и др. Рыночная стоимость 1 т листового металла толщиной 12 мм на тот период была равна 7800 руб., черного лома — 750 руб.
Транспортные расходы .составили 18200 руб., а затраты на приведение материала в кондиционное состояние — 49300 руб. Рыночная стоимость материала, полученного при строительнодемонтажных работах, выразилась в сумме.
Усредненные данные об экономической эффективности практического использования различных конструкционных ВСР специализированным строительно-монтажным предприятием «Спецстройкомплект» в 2002 г.
Опыт работы данного предприятия показывает, что экономически наиболее выгодным является использование ВСР, получаемых при реконструкции технически сложных, материалоемких производственных объектов с развитой инфраструктурой и с максимальным насыщением технологическим оборудованием и конструкциями.
Дополнительным подтверждением вывода о прибыльности использования конструкционных ВСР в современных рыночных условиях могут служить два факта: первый — за период 2001-2002 гг. число малых предприятий по сортировке, переработке и утилизации строительных отходов возросло в несколько раз; второй — растет число строительно-демонтажных организаций, предлагающих услуги по разборке сложных промышленных объектов по расценкам, на 15-20% ниже существующих.
Тогда почему же, несмотря на очевидную эффективность ре- циклинга вторичных конструкционных строительных ресурсов и оборудования, их применение столь незначительно и не носит целевого характера? Исходя из анализа сложившейся ситуации, можно выделить следующие причины, из-за которых вопрос использования определенной группы ВСР (конструкционных, технологических конструкций, трубопроводов, оборудования) в отличие от общестроительных носит не плановый, а достаточно случайный характер.
Комментарии закрыты.