В стремлении получить целостное, завершенное градостроительное образование архитекторы применяли планировочно-композиционные решения, которые стали характерными для многих новых городов, возникших в стране на рубеже 1940-х — 1950-х годов. Центральный ансамбль формировала главная административная площадь с высотной доминантой — «дом под шпилем» и Дворцом культуры. Площадь создавалась на пересечении главной магистрали и бульвара, образованных прямоугольно очерченными и периметрально обстроенными жилыми кварталами. Входы во внутреннее пространство кварталов оформлялись декоративными оградами или арочными проездами.
Застройка центральной части Железногорска пронизана классическими формами архитектуры в духе послевоенного градостроительства. Ее художественная органичность определялась сомасштабностью объемов и пространств человеку, а также заданными условиями восприятия архитектурных деталей в неспешной пешеходной прогулке.
В классические формы облечены также основные объекты обширной парково-спортивной зоны, созданной на берегу искусственного озера как неотъемлемая часть общегородской композиции, замыкающая глубинные перспективы главных магистралей.
Концепция создания отдельно взятого идеального города, задуманная в середине XX века, оказалась вполне удачной для Железногорска, пока сохранялась плановая социалистическая экономика. Город процветал вместе с бурным развитием атомной и космической отраслей промышленности. Изменялся его архитектурный облик, в котором нашли отражение все веяния, возникавшие в отечественном архитектурно-проектном процессе во второй половине прошлого столетия. Отличительной особенностью формирования города, достигшего к концу века по росту населения стотысячного рубежа, стала значительная концентрация в нем интеллектуального и технологического потенциала, что позволило сохранить относительную автономность существования, а также обеспечить высокий уровень благоустроенности старых территорий и архитектурно выразительное качество нового строительства.
Комментарии закрыты.