По различным оценкам, при реконструкции и капитальном ремонте образуется до 71% ВСР (от общего количества), при полном разрушении, рекультивации и сносе — до 25%, при новом строительстве и на предприятиях стройиндустрии — около 4%.
Таким образом, очевидно, что основной объем ВСР образуется при реконструкции, капитальном ремонте действующих предприятий и при сносе зданий и сооружений объектов различного назначения. Для дальнейшего исследования важно рассмотреть особенности строительно-демонтажных работ, определить стадии образования и использования ВСР.
Среди перечисленных этапов следует выделить как наиболее важные для обеспечения более эффективного использования ВСР первый и второй, хотя значимость этих этапов часто недооценивается и они рассматриваются лишь как подготовительные стадии перед новым строительством. Однако проектно-исследовательские работы при реконструкции обьекта следует выполнять, исходя из обеспечения максимальной возможности использования ВСР. Технология, методы и способы выполнения строительно-демонтаж- ных работ должны обеспечивать полную сохранность демонтируемых элементов конструкций, изделий и оборудования. Недооценка этих двух этапов, как правило, приводит к тому, что основной Объем конструкционных ВСР теряет свои эксплуатационные свойства на втором этапе. ВСР вывозятся на базы-полигоны, утилизируются и перерабатываются в сырье для металлургической промышленности.
Важным аспектом анализа проблемы повышения эффективности ремонтно-строительного производства за счет использования ВСР является разработка их классификации. В соответствии с временным классификатором Министерства здравоохранения СССР, разработанным еще в 1989 г., при сносе, реконструкции и новом строительстве зданий и сооружений образуется около 21 вида отходов, среди которых общестроительные отходы (бетон, железобетон, асфальт, битум, древесина и др.) составляют около 75%, замусоренный грунт — до 22% и около 3% — прочие отходы. Предполагается, что конструкционные материалы спецтехнических систем отнесены к первой группе отходов и в классификаторе для них выделены следующие виды: «лом черных металлов» и «тара металлическая». При разработке классификатора, ориентированного на максимальное использование ВСР, следует учитывать не только вид конечных отходов, но и место ВСР в исходной строительной конструкции, физико-химические и технические свойства и характеристики ВСР, технико-технологические особенности выполнения строительно-демонтажных работ, а также возможности дальнейшего использования ВСР в строительстве и ремонтно- строительном производстве, способов утилизации и переработки. С учетом такого подхода ВСР достаточно условно можно разделить на следующие группы: общестроительные материалы, конструкционные материалы, оборудование различного назначения.
В соответствии с данной классификацией (рис. 13.1) к общестроительным ВСР предлагается отнести: грунт, песок, щебень, железобетонные конструкции зданий (плиты, фундаменты), деревянные конструкции и др.
Группу конструкционных ВСР составляют элементы из профильного, листового и смешанного материалов, трубопроводы (металлические и неметаллические), кабельная продукция, конечные устройства спецтехнических систем и др.
Оборудование можно разделить на оборудование общего применения, которое можно использовать при создании технических систем любого производственного или жилого обьекта, а также на различного вида промышленное оборудование (техническое, универсальное, специализированное).
Наиболее широко в настоящее время применяются общестроительные ВСР. Известен проект использования грунта, добытого в процессе прохождения Лефортовского тоннеля в 2002 г. в Москве, для укрепления островов Нагатинской поймы, Братеевской набережной, объектов третьего транспортного кольца. Примером комплексного использования ВСР может служить методика их переработки и утилизации в программе реконструкции пятиэтажных зданий. Технология строительно-демонтажных работ здесь разделена на ряд этапов. При подготовке к сносу пятиэтажного дома из него удаляются элементы спецтехнических систем (отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и др.), а также ценные отделочные материалы, которые могут быть использованы без значительной доработки.
Оставшийся конструктив здания с помощью различных мобильных дробильно-сортировочных комплексов (например, «Пар- кер-плант») перерабатывается в различные общестроительные полуфабрикаты: щебень, фракционный бетон, гранитный отсев (около 70%), кирпичный, каменный бой, песок (около 25%), металлический лом (до 5%).
Комментарии закрыты.