Только опираясь на такое знание, можно разработать теоретические концепции и конкретные проекты так, чтобы прогнозируемые потребности в виде запросов, пожеланий населения могли быть удовлетворены. Различные предложения, разрабатываемые сегодня в теории архитектурного проектирования для решения этой задачи, можно разделить, на наш взгляд, на два направления. Сторонники первого, ориентируясь на методы исследования и накопленные результаты гуманитарных дисциплин, предполагают конфигурировать их в органическое множество, в систему специальных знаний. Социологические, психологические, культурологические и другие представления должны быть в рамках этого направления особым образом связаны с принципами построения архитектурной формы. Для второго направления характерны попытки построения особых проектно-теоретических конструкций, где «архитектурное» и «социальное» существуют в единстве, и такая: конструкция кладется в основу процесса проектирования. В качестве примера можно назвать проектные конструкции типа «город-сад», «микрорайон», «НЭР», различные «модели потребителя» и др. Однако сейчас делаются лишь первые шаги в развертывании возможностей этих вариантов и пока нет достаточных оснований говорить о надежности и удовлетворительности результатов их применения.
Проектировщикам сегодня явно не хватает знаний о потребителе, а имеющиеся недостаточны для решения поставленных, задач. Процесс создания предметной архитектурной среды для нынешних и будущих поколений требует усовершенствования. Поскольку всякое проектировочное знание, полученное в теории или в методических: службах, предназначено к последующей реализации через конкретного проектировщика, наиболее важной задачей в сегодняшней ситуации является воспитание в каждом архитекторе чувства социальной ответственности. Помнить о человеке, будущем жителе, использовать все имеющиеся средства для получения его адекватного «портрета», строить свою деятельность, исходя из учета конкретных потребностей человека •- это доступно каждому проектировщику..
Комментарии закрыты.