В Тегеране всем СМИ было дано указание молчать о смерти Мосаддека, хотя иностранные газеты и журналы печатали длинные некрологи. Также было запрещено участие в обрядах на седьмой и сороковой день по мусульманским обычаям. И только после исламской революции на двенадцатую годовщину его смерти, в марте 1979 года более одного миллиона человек со всей страны приехало посетить его могилу.
Более 45 лет прошло после смерти этого известного политического деятеля Ирана, но интерес к его деятельности и судьбе не угасает. Попытки переоценить его действия предпринимаются и в ИРИ, и за рубежом, в многочисленных мемуарах обнародуются новые факты его биографии и документы, некоторые из которых использованы при написании данной статьи. После смерти отца, уже с 11 лег мальчик вынужден был работать, чтобы помочь матери и младшей сестре. Окончив церковно-приходскую школу, он уехал на Кавказ в поисках работы. Осенью 1907 г. при поддержке Кавказского благотворительного общества в Тифлисе он был принят в Эриванскую духовную семинарию. В Эриванской духовной семинарии Султан-заде организовал свой первый социал-демократический кружок, в результате он был арестован наряду с другими кружковцами.
Окончив семинарию в 1910 г. Султан-заде стал работать учителем в районе Ленинакана и, собрав небольшую сумму, осенью 1911г. уехал в Москву, где был принят условно в Московское коммерческое училище. Не имея средств к существованию и материальной возможности жить в Москве, при содействии иранского купца Туманяна, он уехал в Иран в расчете накопить некоторые средства, чтобы вернуться обратно в Москву.
Вернувшись из Персии, он зарабатывал на жизнь, давая частные уроки, и продолжал учиться сам. В это время Султан-заде был связан с большевистской группой Коммерческого училища, так называемой «Столовкой».
Комментарии закрыты.