«Персональная» модель потребителя активно разрабатывалась в теоретических концепциях и особенно в множившихся в 60-е годы утопических проектах «городов будущего». Основным и ведущим остается такой способ представления потребителя в проектировании и сегодня. Один из примеров — разработанные предпосылки блок-секционной системы индустриального домостроения. В этой последовательной программе в центре внимания находится именно «простой обитатель», взятый в отношении восприятия. Практически все средства организации среды массовой застройки, о которых говорят авторы, строятся в расчете на ее визуальное восприятие определенным потребителем — жителем Ленинграда. Для этого наряду с активным освоением разработанных в современной практике композиционных, формообразующих и цветовых приемов, используется правило брандмауэра. Примыкание блок-секций основывается на этом правиле точно так же, как и формирование традиционной сплошной рядовой застройки улиц исторической части Ленинграда. Подчеркивая важное место этого правила в формировании художественного облика своего города, авторы пытаются с его помощью протянуть своеобразный мостик в современность, аппелируют новыми формами к сформировавшемуся стереотипу восприятия. Переосмысление архитектурной традиции предполагает в этой программе возвращение от «штучности типовых сборных домов к принципам строения и секретам эмоционального воздействия знакомой градостроительной структуры». Учет особенностей исторической застройки приводит авторов блок-секционной системы к поискам ее художественных эквивалентов. Заимствуя элементы традиционного образного языка, они конструируют новый, пригодный к воплощению в материале средствами стройиндустрии. При этом новая жилая среда избавлена от присущих старому городу функциональных пороков. Учитывая положительный опыт мастеров современной архитектуры, нельзя не признать, что текущая планомерная работа всей системы архитектурного проектирования не может идти в расчете на случайности. Массовость профессии «архитектор», сложность задач, поставленных перед ней обществом, требуют надежного знания о потенциальном потребителе архитектуры, о взаимодействии людей с предметной и социальной средами.
Комментарии закрыты.